Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Witcher_by_nekoyoukaii-d37yb1k

Wiedźminka Elle 79 *

184

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Первоначально Mirror's Edge задумывалась как трилогия. История бегущей Фейт Коннорс должна была стать первой частью масштабного повествования, однако все вышло несколько иначе. «Зеркальная грань» нашла своих почитателей и преданных поклонников, но громким коммерческим успехом похвастаться не могла. Разработка продолжения затянулась на годы, а когда наконец его официально анонсировали, то оказалось, что вместо сиквела DICE готовят перезапуск. С оригинальной игрой релизнувшуюся месяц назад Mirror's Edge: Catalyst роднит лишь киберпанковский сеттинг, жанровая принадлежность и, соответственно, базовые элементы геймплея, а также имя главной героини. В остальном это совершенно другая история, разворачивающаяся в некоем альтернативном Городе Зеркал. Тем не менее она тоже мыслится как первая в новой серии, о чем недвусмысленно говорят и открытая концовка, и претензии разработчиков на детальную проработку мира и предыстории игровых событий. В общем, планов снова громадье, и снова, полагаю, их реализация будет напрямую зависеть от успешности перезапущенного проекта, а она, эта успешность, остается под вопросом.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

История, рассказываемая в «Катализаторе», незамысловата, банальна, прямолинейна, как больничный коридор, и чуть менее чем полностью состоит из типичных киберпанковских штампов. В высокотехнологичном, тоталитарном и жестко стратифицированном обществе, где «большой корпоративный брат» зорко следит за каждым чихом, вздохом и шагом своих граждан-сотрудников, подавляя любые очаги инако- и свободомыслия, каким-то чудом выживают и продолжают действовать группки маргиналов разной степени радикальности. Но не торопитесь узреть в этом какой-либо революционный посыл. Его нет. Социально-политическое противостояние «системы» и тех, кто не желает тупо плясать под ее дудку, лишь декорация, на фоне которой разворачивается сугубо личная история главной героини – бегущей, т.е. специалиста по незаконным проникновениям и скоростной курьерской доставке по принципу из рук в руки в обход официальных каналов.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

То, чем Фейт занимается, считается в ее мире незаконным, но политикой в ее профессии и не пахнет. Это просто образ жизни и источник заработка, правда, до поры до времени. Все меняется, когда на кону оказываются жизни и судьбы ее друзей и родных. Желая спасти близких, девушка объявляет личную войну самому влиятельному человеку не только в Городе Зеркал, но и во всем государстве Каскадия. В общем, заокеанские сценаристы в очередной раз сделали выбор в пользу заезженного, но почему-то все равно востребованного сюжетного хода – «маленький» отважный герой бросает вызов могущественному хьюго-боссу и умудряется-таки если и не покончить с ним, то уж точно изрядно потрепать ему нервы и поставить жирный крест на многих его проектах. При этом, как водится, вся королевская рать не может мстящего свою персональную месть шалтая-болтая поймать и унять, ибо его дело априори правое.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Сюжет Mirror's Edge: Catalyst практически без остатка укладывается в описанную выше модель. В нем нет ни неожиданных поворотов, ни детективного элемента, в отличие, кстати, от Mirror's Edge 2008 г. Он предсказуем на несколько глав вперед, и лишь концовка может слегка удивить, но только если напрочь забыть, что писалась она с прицелом на продолжение. Ключевые персонажи тоже подкачали. Это не личности, не индивидуальности, это, в лучшем случае, персонифицированные социальные типы, а в худшем – безликие болванчики. Разработчики искренне пытались прописать для каждого из них собственную историю и мотивацию. Однако вышло все крайне сумбурно и рвано, поэтому собирать целостные образы, словно пазлы, из обрывков внутриигровых диалогов и документов желания не возникает. Да и сам мир Города Зеркал, признаюсь, не настолько впечатляет, чтобы о нем хотелось узнать побольше. Это вам не Дануолл, и не Восторг с Колумбией, знаете ли.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Каким бы ни был основной сюжет, его миссии на поверку оказываются наиболее интересными и занятными в игре. С дополнительными квестами от ключевых неписей дело обстоит печальнее, а про задания-испытания и вовсе доброе слово сложно молвить. Основной грех и тех и других – удручающее однообразие: сбегай-забери-принеси, беги-передай, добеги-за-столько-то-секунд-или-начинай-все-с-начала. Помните слова из некогда популярной песенки группы «Тату»: «Я продолжаю простые движения... И я повторяю, я повторяю...»? Точнее описать побочные активности в Mirror's Edge: Catalyst я бы не смогла. Побочек от именных персонажей, задействованных в основной истории, немного – буквально по одной-две, от силы три на каждого, и большинство из них вставлено в игру с единственной целью – познакомить игрока с очередной разновидностью испытаний, коих, наоборот, тьма-тьмущая. В смысле, не разновидностей тьма, а самих испытаний – внутриигровая карта ими прямо-таки пестрит.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

В перерывах между прохождением глав основного сюжета игра предлагает нам развлечься доставкой посылок, забегами на время, взломом рекламных экранов (на самом деле взламываются они одной кнопкой, проблема же заключается в том, чтобы до них суметь добраться), различными диверсиями и т.д. К сожалению, суть большинства подобных заданий сводится к одному – пробежать из точки А в точку В за отведенное количество секунд, иногда соблюдая при этом еще какое-нибудь доп. условие: не попасться в поле зрение камер слежения или, напротив, сагрить на себя отряды местных блюстителей порядка, не допустить поломки хрупкой посылки, уйти от преследования и т.д. В заданиях на время тайминг, надо сказать, очень жесткий. Стоит чуть отклониться от оптимального маршрута, снизить скорость, замешкаться на уступе – придется все начинать сначала, и опять сначала, и опять... повторять простые движения.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Однообразие испытаний, помноженное на сложность их выполнения и явный количественный перебор, способно убить то реально хорошее, что есть в игре, а именно: паркур. Поначалу он завораживает, ибо это скорость, адреналин, это потрясающие виды мегаполиса будущего, проносящиеся мимо. Короче, это «вау!» и «ух ты!» Хочется бежать еще и еще, не сбавляя скорости, не останавливаясь. Но когда в пятый или десятый раз приходится преодолевать тот же маршрут, а неумолимо тикающий таймер вновь предательски обнуляется за пару шагов до заветной цели, от восторженного «вау» не остается и следа. Игра скатывается в рутину и начинает раздражать. К счастью, задания на время в рамках главной сюжетной линии практически не встречаются, а те, что есть, относятся к игрокам весьма лояльно.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Геймплейная основа оригинальной Mirror's Edge – скоростной паркур от первого лица – в «Catalyst» сохраняется. Фейт все также бегает, в том числе и по стенам, сигает через препятствия и с крыши на крышу, пролетая над проулками между домами, взбирается по трубам, съезжает по натянутым тросам и т.д., и т.п. Ей все также доступно «зрение бегущего» – визуальные подсказки, указывающие оптимальный путь до цели. Но на этом, собственно, сходства игрового процесса обеих игр заканчиваются и начинаются различия, главными из которых являются система развития персонажа и боевая система.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Да, перезапущенную мисс Коннорс можно прокачивать аж по трем направлениям: движение, снаряжение и бой. После прохождения первой (обучающей) миссии нашей героине открываются базовые наборы паркурных и боевых умений и комбо, некоторый запас здоровья, а также кое-какие девайсы, облегчающие передвижение по городу. Более продвинутые навыки и причиндалы придется приобретать за опыт, начисляемый за выполнения абсолютно любых заданий, и основных, и побочных, и даже за нахождение каждой единицы collectibles, коих в игре, кстати сказать, тоже немало. Вот и выходит, что полностью игнорировать скучные задания-испытания не получится. Ведь с них дропается опыт, и немаленький.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Боевка «Catalyst» заметно отличается от боевки оригинальной Mirror's Edge. Новую Фейт напрочь лишили возможности пользоваться оружием, и огнестрельным, и каким угодно другим, но зато ощутимо апнули ее рукопашные скилы. Прежняя героиня тоже владела кое-каким кунг-фу, но до мисс Коннорс образца 2016 г. ей далековато. Учитывая ограниченные возможности интеллекта большинства врагов в нынешнем Городе Зеркал, в принципе неспособных эффективно атаковать и тем более защищаться, нет ничего удивительного в том, что полностью прокаченная протагонистка превращается в подлинную имбу, умело расправляющуюся с десятком противников за раз. В первой игре, коли память меня не подводит, такой халявы не было.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Чем еще перезапуск отличается от оригинала? Открытым миром, конечно же, организованным по образу и подобию первых «Аssаssin's Creed», когда по мере прохождения основного сюжета открывался доступ в новые районы города. Вот только города Альтаира и Эцио были людными, шумными, живыми, а Город Зеркал будто вымер. Пустые офисы, пустые пентхаусы и безлюдные станции монорельсовой дороги. Иногда, правда, встречаются единичные горожане, столбом стоящие на одном месте и, как правило, не обращающие на Фейт никакого внимания. Чуть реже попадаются те, кто окликает проносящуюся мимо бегущую – у таковых можно взять задание по доставке или по отвлечению на себя местных бойцов секьюрити. После успешного выполнения поручения квестодатели не исчезают, а остаются торчать там же, где героиня с ними впервые пересеклась, но отныне теряют к ней всякий интерес. Пройдет ли она рядом с ними пешком, или пробежит, преследуемая боевыми дронами, – пребывающим на своей волне человечкам будет абсолютно все равно.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Впрочем, нельзя сказать, что городское окружение вообще никак не реагирует на Фейт вне квестов и заданий. Чтобы началась движуха, бегущей достаточно попасть в поле зрения камер видеонаблюдения. Спустя несколько секунд срабатывает сигнал тревоги, и на ее задержание отправляется несколько отрядов быстрого реагирования. Серьезной опасности, как я уже писала выше, для жизни и здоровья девушки эти ребятки не представляют, но пока она не скроется, большинство заданий и испытаний оказываются заблокированными – их значки попросту исчезают с глобальной карты. Ни тебе рекламный щит хакнуть, ни заказ на бандерольку принять. Однако нет худа без добра. За уход от преследования тоже начисляется опыт, порой даже более солидный, чем за иной рядовой мини-квест.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Двумя абзацами выше я упомянула «Assassin's Creed», и это было не случайно. Пока я играла в «Catalyst», сравнение с этой и другими известными сериями от Ubisoft, «Принцом Персии» и отчасти «Fаr Crу», не раз приходило мне в голову. И виной тому не только принцип организации открытого мира и паркур. Разнообразные забеги на время, с контрольными точками и без оных, решение паркур-головоломок и даже наличие киберпанковского аналога вышек/точек обзора, именуемых в данном случае узлами связи, – до чего же это все знакомое, юбисофтовское... Пожалуй, взлом узлов связи – одна из тех немногих разновидностей испытаний, выполнение которых приносит не только опыт, но и делает игровой процесс более комфортным, открывая возможность быстрого перемещения из любой точки карты в любое убежище бегущих, расположенное в том же районе, что и хакнутый супермегасервак. Само же задание по взлому узла являет собой недурственную головоломку в духе гробниц легендарных ассасинов, когда «зрение бегущего» принудительно вырубается, и игрок остается один на один с нагромождением уступов, перекладин и мостков, частью движущихся, частью активируемых в нужное положение на непродолжительное время, по которым ему предстоит карабкаться наверх.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Помимо синглового контента, в Mirror's Edge: Catalyst завезли и онлайн-составляющую. Присутствуют состязания, известные еще по оригинальной игре. Теперь, правда, они называются рывками и вовсе не требуют от игрока непременно проходить все промежуточные этапы маршрута. Главное, максимально быстро добраться до финиша. По завершении рывка игра показывает ваше место в общем рейтинге других игроков, ранее прошедших то же самое испытание. Кроме того, на основе количества и успешности пройденных рывков определяется ваш класс. Взлом рекламных экранов (см. выше) приносит не только опыт, но и дает возможность покрасоваться перед друзьями, ибо в их игре хакнутые вами мегателики будут гордо транслировать на всю округу ваш персональный тег бегущего (настраивается через мобильное приложение). Вот уж воистину, I did it – наше все!

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Для желающих попробовать себя в геймдизайне на просторах Города Зеркал разработчики прямо в игру вшили инструмент для создания своих собственных забегов на время, доступных любым другим игрокам. Это, конечно, не редактор для пользовательских карт, но хоть какое-то поощрение творческих фанатских порывов. Для желающих же просто отметиться и заявить о себе миру предусмотрена функция оставления маячков, тоже видимых всем-всем-всем. Более того, обнаружение чужих маячков – это, по сути, еще одна статья коллекционирования. Опыта за них, понятное дело, не дают, но в вашем профиле в мобильном приложении «Mirrоr's Еdgе» они будут упомянуты, как, впрочем, и взломанные щиты, и пройденные рывки с забегами.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Резюме. Если оценивать в целом, то Mirror's Edge: Catalyst получился неоднозначным. Драйвовый паркур в нем соседствует с банальным сюжетом и удручающе однообразными побочными заданиями. Открытый мир пленяет красивыми урбанистическими пейзажами и разочаровывает унылой пустотой и безжизненностью. Истории игрового мира и ключевых персонажей, включая протагонистку, вроде как прописаны и могут быть реконструированы из внутриигровых диалогов и документов, но собирать эти смысловые пазлы и составлять из них целостную картину игра никак толком не стимулирует. Гораздо проще зайти на официальный сайт и oбo всeм прочитать там. Модный нынче онлайн-контент присутствует, но сказать, что он пользуется популярностью, проблематично. В рывках народ, да, участвует, маячки расставляет, но собирают их немногие. Умельцы, ваяющие свои собственные забеги, находятся, однако проходят предложенные ими маршруты единицы.

Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»
Mirror's Edge: Catalyst - Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»

Вердикт. Если вы любите экшены, паркур и киберпанк, а случая приобщиться к серии «Mirrоr's Еdgе» у вас еще не было, то поиграть в «Catalyst» стоит, но не сейчас. На данный момент своей цены игра не оправдывает совершенно. Если к киберпанку и экшенам вы относитесь прохладно, то можете смело пройти мимо «Катализатора», ничего для себя не потеряв. Вот как-то так...

184
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

14 комментариев к «Бег по кругу. Обзор «Mirror's Edge: Catalyst»»

    Загружается
Чат